четверг, 2 июня 2011 г.

Кузрека. Праздник поморской козули.


  Каждый год, в августе, на несколько дней мы уезжаем на Белое море. Мы останавливаемся в маленькой поморской деревеньке Кузрека, которая находиться в 30 километрах от районного центра Умба. Трудно представить, но в этом благословенном Богом месте
нет никаких благ цивилизации, даже электричества и мобильной связи. Может быть поэтому мы так любим приезжать сюда,  чтобы несколько дней побыть в уединении с природой, подальше от шума и суеты большого города. 
   Август 2010 года запомнился мне особо. Нас собралось семь человек: шестеро мужчин и я. Мужчины готовились к соревнованиям по радиоэфиру,  я - гуляла по берегу моря, собирала грибы, каталась на велосипеде. 
    С утра погода радовала. Прихватив SONY - ку, я отправилась фотографировать окрестности...и оказалась на ярмарке мастеров народного промысла. Сначала меня удивили женщины в национальных поморских костюмах. 









  Но больше всего меня заворожили работы мастериц: ласкутные и вязаные одеяла, куклы, матрешки, украшения, обереги. 










  Как потом выяснилось, ярмарка была посвящена поморской козуле,  главному оберегу Терского берега. 


Издревле поморы верили, что козуля отгоняет злых духов, приносит в дом счастье, здоровье и богатство. Изначально козули - это обрядовое печенье, рецепт которого очень прост: ржаная мука, вода и соль. Из теста лепили фигурки оленей, коров, козликов, птичек. Все они считались козулями, так как коза - наиболее популярный персонаж стада. Считалось, чем больше напекут фигурок, тем больше будет стадо у помора и дичи в лесах. Печенье пекли по праздникам, на свадьбу и на рождение детей. Их дарили детям, колядавщикам. Те, что не были съедены, хранились хозяйкой целый год, чтобы счастье не покидало дом. 
   Праздник был отмечен выступлениями поморских ансамблей. Звучали народные песни, водились хороводы.




  Праздник получился веселый, самобытный, и я порадовалась от души.  


По дороге домой мне пришла в голову одна мысль: возможно, благодаря соблюдению национальных традиций, а может быть, и покровительству самой козули,  маленькое село Кузрека начинает возрождаться, которое несколько лет назад чуть не прекратило своего существования.




3 комментария:

  1. Какие красочные фотки! Мне бы тоже хотелось побывать на празднике!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Вам за коммент.

    Красиво! На таком празднике хочется побывать.

    ОтветитьУдалить
  3. Мне очень нравятся фотоки! Такой очаровательной деревне существует? Женщины в национальных костюмах, ярмарке мастеров народного и их работа, все прекрасно... Потом,может быть,что померанский шпиц поморский , по происхождению ?Евгения,спасибо!

    ОтветитьУдалить